Следить за новостями:

RSS

Часто задаваемые вопросы

  • ЧТО ТАКОЕ "КОРРУПЦИЯ"?

В соответствии с частью статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

 

  • ЧТО ТАКОЕ "ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ"?

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" противодействие коррупции– деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

 

  • ЧТО ТАКОЕ "КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ"?

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) гражданского служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

 

  • ЧТО ТАКОЕ "ЛИЧНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ"?

В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) гражданским служащим и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми гражданский служащий и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

 

  • ЧТО ТАКОЕ "ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО, МУНИЦИПАЛЬНОГО (АДМИНИСТРАТИВНОГО) УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ"?

В соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" функции государственного, муниципального (административного) управления организацией – полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

 

  • КАКИЕ МЕРЫ НЕОБХОДИМО ПРЕДПРИНЯТЬ В ЦЕЛЯХ НЕДОПУЩЕНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И/ИЛИ ВОЗМОЖНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ?

В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции"гражданский служащий обязан уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

В соответствии с частью 5 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является гражданский служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода указанного государственного служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 7 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" в случае, если гражданский служащий владеет ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством.

Статьёй 12.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлена обязанность передачи ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в целях предотвращения конфликта интересов, в случае если владение этими ценными бумагами приводит или может привести к конфликту интересов. Аналогичные положения установлены в качестве запретов для гражданских служащих в федеральных законах, регулирующих прохождение различных видов государственной службы (для гражданской службы – часть 2 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ). Такие предписания являются общим для всех гражданских служащих запретом, связанным с государственной службой. Исходя из анализа взаимосвязанных положений частей 2, 4 и 6 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", предусмотренная обязанность гражданского служащего передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление является мерой предотвращения и урегулирования конфликта интересов в конкретной ситуации, когда гражданскому служащему стало известно о возможности такого конфликта.

 

  • МОЖНО ЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ИНОЙ ОПЛАЧИВАЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ?

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

В случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан уведомить об этом представителя нанимателя в письменной форме. Уведомление о личной заинтересованности должно быть подано служащим до того, как его действия привели к возникновению конфликта интересов. В соответствии с пунктом 17 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий не вправе заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

 

  • МОЖНО ЛИ УЧАСТВОВАТЬ В УПРАВЛЕНИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ИЛИ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ?

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданскому служащему запрещено участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией за исключением случаев:

а) участие на безвозмездной основе в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, участие в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости;

б) участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией (кроме участия в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости) с разрешения представителя нанимателя, которое получено в порядке, установленном нормативным правовым актом государственного органа;

в) участие на безвозмездной основе в управлении коммерческой организацией, являющейся организацией государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании, более 50 процентов акций (долей) которой находится в собственности государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании, в качестве члена коллегиального органа управления этой организации в порядке, установленном нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, определяющими порядок такого участия, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное;

г) вхождение на безвозмездной основе в состав коллегиального органа коммерческой или некоммерческой организации на основании акта Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

д) представление на безвозмездной основе интересов Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является Российская Федерация или субъект Российской Федерации, в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, определяющими порядок осуществления от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации полномочий учредителя организации либо порядок управления находящимися в федеральной собственности или собственности субъекта Российской Федерации акциями (долями в уставном капитале);

е) иные случаи, предусмотренные международными договорами Российской Федерации или федеральными законами.

 

  • МОЖНО ЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ?

В соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданскому служащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц.

 

  • МОЖНО ЛИ ПРИНИМАТЬ НАГРАДЫ, ПОЧЕТНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ, МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, А ТАКЖЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ, ДРУГИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ?

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданскому служащему запрещается принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.

 

  • ЧТО МОЖЕТ ВЫСТУПАТЬ ПРЕДМЕТОМ ВЗЯТКИ?

Предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 (ред. от 24.12.2019) "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях").

На основе рекомендаций Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации:

Виды взятки

На практике предметом взятки могут являться:

- какие-либо предметы;

- услуги (работы) и выгоды.

Также отдельно выделяют так называемую завуалированную форму взятки.

 

СПРАВКА

Уголовный кодекс РФ предусматривает следующие виды преступлений, связанных со взяткой:

- получение взятки (ст. 290);

- дача взятки (ст. 291);

- посредничество во взяточничестве (ст. 291.1);

- мелкое взяточничество (ст. 291.2);

- подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок (ст. 200.5);

- коммерческий подкуп (ст. 204);

- посредничество в коммерческом подкупе (ст. 204.1);

- мелкий коммерческий подкуп (ст. 204.2);

- провокация взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304).

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица (ст. 19.28).

 

Взятка как предмет

В качестве предметов могут фигурировать:

- деньги, в т. ч. валюта;

- банковские чеки;

- ценные бумаги;

- изделия из драгоценных металлов и камней;

- автомашины;

- продукты питания;

- видеотехника;

- бытовые приборы;

- другие товары;

- квартиры;

- дачи;

- загородные дома;

- гаражи;

- земельные участки;

- другая недвижимость.

Взятка как услуги и выгоды

Несколько примеров услуг (работ) и выгод, которые обычно выступают предметом взятки:

- лечение;

- ремонтные работы;

- строительные работы;

- санаторные и туристические путевки;

- поездки за границу;

- оплата развлечений;

- оплата других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости.

Скрытая форма взятки

В соответствии с законодательством предметы взятки не ограничиваются чисто материальными объектами. Так, завуалированная форма взятки может выражаться в следующем:

- банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга;

- оплата товаров, купленных по заниженной цене;

- покупка товаров по завышенной цене;

- заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам, друзьям;

- получение льготного кредита;

- завышение гонораров за лекции, статьи и книги;

- "случайный" выигрыш в казино;

- прощение долга;

- уменьшение арендной платы;

- увеличение процентных ставок по кредиту и т.д.

Когда наступает ответственность

Ответственность за получение/дачу взятки/посредничество во взяточничестве наступает независимо:

- от времени получения должностным лицом взятки – до или после совершения им действий (бездействия) по службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц;

- от того, были ли указанные действия (бездействие) заранее обусловлены взяткой или договоренностью с должностным лицом о передаче за их совершение взятки.

 

  • КАКОВ ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ СЛУЖАЩИХ О ФАКТАХ КОРРУПЦИИ?

В законодательстве о противодействии коррупции закреплена обязанность, согласно которой государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего, а невыполнение этого требования законодательства является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности.

Государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства.

Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются ведомственными нормативными правовыми актами.

 

  • КАКОВ ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН ПО ФАКТАМ КОРРУПЦИИ?

О фактах коррупции граждане могут сообщить в государственные и муниципальные органы в порядке, установленном Федеральным законом от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в правоохранительные органы — в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.


Год памяти и славы
Единый информационный ресурс
Правительство Свердловской области
Официальный сайт
С праздником Победы!
Победа в Великой Отечественной войне — героический подвиг народа. День Победы мы отмечаем как главный праздник страны. Вечная память павшим в боях! Слава победителям!
Поставим заслон браконьерству
Призываем вас проявлять гражданскую ответственность и оказывать помощь в расследовании фактов браконьерской охоты
Государственные услуги
Портал государственных услуг
МФЦ
МФЦ
Работа в России
Общероссийская база вакансий
Социальная поддержка инвалидов
Сайт министерства социальной защиты населения Свердловской области
Электронная приемная "Обращения граждан"
Интернет-портал
Открытое правительство Свердловской области
С 01 января 2014 года на портале функционирует раздел "Соцопросы".
Защита прав потребителей Свердловской области
Сайт содержит базу данных результатов проведенных проверок, на предмет нарушения прав потребителя, а также обеспечивает возможность оперативного поиска необходимой информации по заданным параметрам (по объектам, организациям, производителям).
Оказание бесплатной юридической помощи
Оказание бесплатной юридической помощи
Доступная среда для инвалидов
Доступная среда для инвалидов
Вашконтроль
Опросный модуль информационной системы мониторинга государственных услуг
Единый реестр проверок
Единый реестр проверок
Свердловской области 85 лет
Прямая трансляция торжественного собрания, посвященного празднованию 85-летию Свердловской области, которое состоится 25 февраля 2019 в 16:00
Вакцинопрофилактика
О проведении масштабной кампании по вакцинопрофилактике сезонного гриппа
 
 
Закрыть слой Закрыть

Полная карта органов власти Свердловской области